«Реалии канистерапии:                                                                           Собака – инструмент, а ребенок -эксперимент?»

------------------------

Lviv, 2018

© Oleksandra Beregovenko
The School of Social Cynology “ Harmonic Dog ”

------------------------

 

 

Известный факт, что канистерапия активно распространена в странах с высоким социальным развитием. Программы воспитания и подготовки собак-терапевтов имеют серьёзную государственную и благотворительную поддержку, потому что сложность и ответственность в этой деятельности огромна.

 

Украина сегодня находится на этапе первых шагов формирования социальных программ этого направления. Процесс только зарождается и прекрасно, что европейские благотворительные организации и современные государственные программы дают финансовую возможность Украине внедрить в наше общество новый мощный элемент развития.

 

Из-за того, что тема для нас новая и непонятная- низкая компетенция и коррупционные злоупотребления легко проходят незамеченными сообществом.

 

И очень жаль растрачивать такие шансы на «видимость бурной деятельности».

 

Половина беды, если результат работы будет просто минимальный. Хуже, если ошибки и не профессионализм настроят общество против.

 

Что бы хоть немного очертить всю важность разговора и профессиональную сложность канистерапии хочу коснуться некоторых нюансов и глубже объяснить рабочие процессы.

 

Канистерапия- один из видов служебной кинологии, самый интересный и быстро действенный метод влияния на поведение и психику человека.

 

Лучшие результаты разных видов канистерапии проявляются в работе с детьми, которые особенно чувствительны во взаимодействии с собаками. Их взаимо коммуникация еще не ограничена приобретёнными возрастными блоками, и формируется на чистых глубинных уровнях природы. Язык тела и жестов считывается тем сильнее, чем меньше возраст личности.

 

Почему именно собаки чаще всего становятся партнерами в зоотерапии?

 

Потому что собаки- высоко социальные животные, а их стремление к созданию Семьи, а не Стаи вдвое больше, чем у нас -людей. Это и обуславливает их пластичность, бесконфликтность и настойчивые попытки формирования идеальных семейных отношений на доверии к Лидеру, а не подчинении на страхе к Вожаку.

 

Эта особенность собак является залогом успеха там, где труднее всего. Но одновременно стает и самой большой сложностью, требуя необходимых знаний психофизиологии, профессионализма и практики от проводника собаки-терапевта.

 

В чем особенность собаки-терапевта? Как формируется система выбора? Обучения и работы? Чем собаки с канистерапии отличаются от обычных домашних любимцев, которые также имеют огромное положительное влияние на нас?

 

Начну с самого важного и одновременно объясню «полюсы» и фундаментальные отличия между «собакой - простым домашним любимцем» и «собакой-терапевтом».

 

Есть путь адаптации, а есть понятие социализации. Это ОЧЕНЬ разные вещи и формируются другими путями. Если адаптация- это то, что в первую очередь выберет природа для своих конечных целей, то социализация- умышленное формирование человеком поведения собаки под условия и требования современной городской жизни.
 

Другими словами: адаптация крайне редко покроет потребности того, что лучше для нас - людей.

 

Третий вектор воспитания собаки- дрессура через выполнение команды без возможности собственного выбора собакой. Данный тип воспитания имеет свои задачи, цели и последствия в будущем поведении животного, и формирует его больше, как инструмент в руках человека, а не социальный партнер, который помогает корректировать происходящие процессы.

 

Адаптированные животные живут в человеческом социуме, как внесенные элементы, но не как часть целого. Их реакции не всегда адекватны с точки зрения нужд и особенностей человека.

 

Социализированные собаки будут полноценным и комфортным членом человеческой семьи, партнером в разных жизненных ситуациях.

 

Собаки с проф. дрессурой – отличная помощь человеку во многих видах служебной работы.

 

Каждый путь (адаптация, социализация, дрессура) имеет свою базу формирования, прогнозы поведения и его последствия. Безусловно «чистого» выбора в реальной жизни не бывает, и каждое живое существо будет иметь собственную конечную модель поведенческих реакций. Это формирует личность. Но процент соотношения «адаптации-социализации-дрессуры» играет важную роль, создавая порой совсем противоположные реакции и поведение.

 

У собак большие преимущества для работы терапевтами. Их высокий уровень хемокомуникации (считывание и анализ запахов) открывают те возможности, которые человеку неподвластны. Нюхом собака чувствует огромные горизонты реальности: гормональные «коктейли» - одна из самых четких физиологических книг, но без специальной помощи, люди ее читать не умеют.

 

Поэтому собаку обмануть невозможно: то ,что не видит человеческий глаз или не слышит человеческое ухо- собачий нос быстро «раскладывает по информационным полкам»

 

Кроме того, еще одно важное преимущество псовых : по своей натуре собаки бесконфликтные и стремятся минимизировать негатив в отношениях.

 

Это большой плюс для нас, людей, но минус для самих собак. Потому что хронические состояния «подчинения» и «замирания» - огромный стресс с серьезными последствиями и уничтожение для любого организма.

 

Какие основные роли у собак и их направления в работе в канистерапии?

 

Канистерапия включает в себя несколько видов заданий для животного, соответственно его личным возможностям:

 

І уровень:

 

Собака  своим видом и поведение развлекает людей, вызывая позитивные эмоции.

 

ІІ уровень:

 

Собака, которая заменяет человеку(ребенку) потерянное чувство семьи ,блокируя проявления и последствия одиночества и стимулирует(!) к выходу из этих состояний(я обращаю ваше внимание к слову «стимулирует» ,потому что не социальная собака с фобиями и страхами наоборот углубит приобретенную или вынужденную отстраненность владельца от социальных контактов)

 

ІІІ уровень:

 

Собака, которая как вспомогательный живой "инструмент" в руках проводника, принимает участие в учебных программах и познании мира детьми, формировании коммуникации, развития навыков различного направления; может брать на себя ведущую роль в легких программах коррекции поведения через стимулирование и пример.

 

IV уровень:

 

Собака, тестирует поведение и реакции особых детей и людей с нарушениями адекватных реакций и особенностей психики, и в комплексе под руководством специалистов способствует будущему психологическому переформатированию.

 

Вся эта работа относится к канистерапии, но требует совершенно разных уровней подготовки и профессионализма как со стороны человека, так и собаки. За спинами которых стоит целая команда профессионалов и не легкий путь, чтобы достичь результата.

 

Для понимания, чем на самом деле вас «кормят», используя красивые названия и касаясь важнейших струн наших сердец, предлагаю разобраться дальше:

 

Как выбирается собака терапевт?

 

1. Собака IV уровня работы в канистерапии рождается и воспитывается в кинологических центрах. Где не только щенки с первого дня, а и их мама являются отобранными и подготовленными участниками поставленных терапевтических задач для будущего.

 

Выращивание такой собаки требует огромного уровня понимания не только этологии, но и психофизиологии собак, и хорошей практики в работе с человеческой психологией.

 

В течение первых 18 месяцев жизни, собака проходит множество программ социализации разного уровня и поэтапные тестирования (16 этапов в 5 уровнях) и проектирования (методики обучения аналитического мышления и быстрого информационного обмена с человеком).

 

После прохождения последнего итогового тестирования собака получает категорию и итоговое определение будущего спектра работы. Каждая собака получит свою «рабочую карту», то есть - направление будущей деятельности.

 

Процент, что собака, несмотря на все затраченные усилия, так и не будет вовлечена в работу IV уровня канистерапии - достаточно большой. Нередко случается так, что часть собак переводится для ІІ и ІІІ уровней работы.

 

Собаки IV уровня канистерапии проживают в семье проводника, либо в специализированных школах. Способны выполнять поставленные задачи с различными обученными людьми, могут предлагать свои модели выхода из ситуации и корректировать процесс реабилитации по своему усмотрению. Это полноценный профессиональный партнер для человека-специалиста, помощь которого бесценна и не заменима.

 

2. Собака ІІІ уровня имеет очень схожую социализационную и воспитательную подготовку, как и для IV уровня, но ее программы обучения для выполнения будущих задач проще. Поэтому выращивание щенка для задач ІІІ уровня терапии могут брать на себя не только кинологические питомники-школы, но и некоторые частные питомники, где владельцы имеют достаточный уровень знаний и профессионализм, являются членами различных программ и организации, курирующих процессы воспитания собак для канистерапии.

 

Тестирование собак ІІІ уровня проходит в 12 этапов и 3 уровня, и включает разделы социализации и поведенческих реакций.

 

Проживают собаки в семье проводника или семьи - волонтеров, которые берут на себя обязанность ежедневного целенаправленного воспитания и поддержания рабочего уровня собаки, а также необходимые реабилитационные работы по восстановлению.

 

Работа собак ІІІ уровня является парной, но не ведущей. Собака может предлагать и вносить минимальные коррективы в процессы обучения, но по запросу и с согласия проводника.

 

3. Собака ІІ уровня канистерапии также с рождения воспитывается по специальным программам развития и социализации, которые включают в себя модели целенаправленного стремления и стимулирования человека к формированию коммуникации внутри социума, даже после возрастной зрелости собаки. Здесь уже работают другие социализационные и тренинговые программы.

 

Тестирование в процессе роста и воспитания проходит в 8 этапов и в 2 уровнях.

 

В будущем собака будет постоянно проживать в выбранной для нее семье. Также возможно проживание в волонтерской семье, если особенности работы с некоторыми видами проблем не имеют возможности круглосуточного пребывания собаки (как пример: работа в домах престарелых)

 

4. Собака І уровня канистерапии в идеале должна выращиваться по специальной учебной программе, но и может быть выбрана уже взрослой вследствие нескольких уровней широких тестовых программ, включающих не только прямые реакции и индивидуальные карты, но и тестовые оценки прогнозируемых глубинных реакций (!)

 

Особенность отбора собак, если они не были рождены в середине специальных программ воспитания:

 

выбрать кандидата на основе двойного расширенного глубинного тестирования, оценить результаты тестов, сформировать перспективы и обучающие тренинги должен профессионал и практик очень высокого уровня, потому что первичные и вторичные социализации не были проведены, а процессы формирования психики и поведенческих реакций закрывались на уровнях адаптации.

 

Человек, проводящий пилотное и все последующие уровни тестирования, формирует направления коррекции поведения, расписывает программы индивидуального обучения, должен быть еще более высокого профессионального уровня, чем проводники собак ІІ и ІІІ категории, хорошо понимать психофизиологию на глубинных уровнях, законы формирования Семьи и Стаи, жестовую и зрительную коммуникацию, систему знаков анатомического уровня, чтобы результаты и выводы тестов были максимально верными.

------------------------

(Прошу прощения у читателей за частичный отступление, но этот пример быстро и наглядно продемонстрирует, как небольшая ошибка может стать роковой:

 

Реакция «визуальный игнор конфликта» формируется на двух разных, противоположных (!) Психологических реакциях.

 

Первый: игнор (отсутствие реакции) формирующийся через схему психологического замирания и маскировки реакций, как один из шести выходов из конфликта (жизненной ситуации).

 

Другими словами, собака создает видимость игнора ситуации, потому что очень хочет, чтобы ее оставили в покое

 

Визуально это выглядит, что собака не реагирует, но во время и после таких состояний пес получает хронические стрессовые кортизоловые реакции, и как следствие - переадресованную агрессию на живые или неживые объекты, или даже на самого себя.

 

В профессиональных кругах название такому поведению: «игнор через замирание»

 

Второй вид визуального игнора ситуации формируется при отсутствии трактовки и фиксации ситуации, как конфликтной.

 

Еще его называют «игнор через расслабление».

 

Простыми словами: собака игнорирует ситуацию, потому что она действительно для нее не важна, не считывается мозгом как проблемная или конфликтная.

 

В чем опасность ошибочной оценки ситуации и неверно проведенных тестов или их выводов?

 

Для обычного человека или даже кинолога среднего уровня визуально обе реакции игнора выглядят одинаковыми. Поэтому тестирование и считывание результатов тестирования будет иметь также одинаковый результат. А в реальности мы имеем два совершенно разных поведения, но как следствие одной из них будет отложена во времени переадресованая агрессия (!), Ответственность за которую полностью лежит на человеке, который неверно провел тестирование.

---------------------------

Возвращаюсь непосредственно к канистерапии.

 

Еще один важный нюанс этой темы: # дети и некоторая часть взрослых на подсознательном уровне читают информацию о чувстве собаки так же, как и собаки - нашу. Особенно это касается детей-аутистов и людей с посттравматическими синдромами.

 

Если собака работает (имеет контакт) с ними на уровнях послушания-подчинения, то внутренние ощущения пациентов становятся бессознательно отрицательными.

 

Внешне выглядит все красиво. Но ребенок еще больше отстраняется или закрывается от попыток навязать ей контакт.

 

Взрослый человек также не может объяснить почему его реакция на процесс канистерапии является более негативной, а не с ожидаемым положительным результатом. Тревожность людей с посттравматическим синдромом вследствие таких непрофессиональных «терапий» увеличивается.

 

Именно этим объясняется провал некоторых программ канистерапии в Украине, или отсутствие реальных результатов в других.

 

Собаки, оказавшись навязанными участниками программ работы человека, также получают перегрузки и психологические травмы. Не профессиональные проводники, или люди с малым практическим опытом не способны вовремя сканировать состояние животного и остановить процесс до начала причинения вреда. А дети и некоторые взрослые чувствуют это принуждение и напряжение очень сильно!

 

И очень часто недостаточно профессиональные кинологи на самом деле не знают пути и методы реабилитации собаки после выполнения каждой (!) Задачи.

 

Просто сон или игра редко бывают достаточными!

 

Канистерапия не должна быть механизмом восстановления одного при уничтожении другого.

 

И она включает не только непосредственную работу «ребенок (человек) - собака», что является небольшой вершиной айсберга, но и должна захватывать целостные процессы социального влияния, информационного обучения и комплексных моделей изменения нашего сознания.

 

Мы должны понимать всю глубину ответственности и выполнять свои обязанности максимально профессионально!